Особое место в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863-1943) отводится философским концепциям. Отмечая в целом плодотворное влияние философии на науку и формирование научного мировоззрения, он вместе с тем подчеркивал, что на этапе создания новых научных направлений необходимо временно абстрагироваться от господствующих философских представлений, которые уже вошли в состав научного мировоззрения. Они могут в определенной степени тормозить процесс рождения новых научных идей. Оправданно в этом случае, как отмечал В.И. Вернадский, научно подойти к рассмотрению природных явлений, основываясь на синтетической логике эмпирических обобщений. А когда на основе эмпирических обобщений будут сформулированы новые понятия, обращение к философии, по мнению Вернадского, имеет положительное значение, ибо "философское миропредставление в общем и в частностях создает ту среду, в которой имеет место и развивается научная мысль. В определенной мере она её обусловливает, сама меняясь (в результате) её достижений".
Владимир Иванович Вернадский явился творцом крупнейшего направления в науке - учения о биосфере и её переходе в ноосферу. Ноосфера есть новое геологическое состояние биосферы, подготовленное эволюцией живого вещества и определяемое разумом человечества. Вернадский задолго до появления работ "Римского клуба" определили необходимость для человечества мыслить и действовать в планетарном аспекте в соответствии с возможностями организованности биосферы. Он определяет значимость для человечества быстрого и интенсивного роста научного мировоззрения. Именно оно является одним из ведущих факторов становления ноосферы. Вернадский, на основе конкретных примеров из истории науки показывает, влияние религии, философии, искусства на развитие научного мировоззрения. Это влияние обогащает научное мировоззрение. Если научное мировоззрение раскрывает в основном субъект объектное отношение человечества к мирозданию, то религия, философия, искусство стремятся выразить целостность мироздания, ускоренность в нем человеческого бытия и необходимость духовно-нравственных ориентиров. Научное мировоззрение учитывает лишь один из аспектов отношений человечества к биосфере, Космосу, другие же аспекты выражаются на основе религии, философии, искусства.
Не все процессы развития научных идей должны подлежать изучению для выяснения развития научного мировоззрения. Но само научное мировоззрение не есть что-нибудь законченное, ясное, готовое; оно достигалось человеком постепенно, долгим и трудным путем. В разные исторические эпохи оно было различно. В течение хода веков можно проследить, как чуждое нам мировоззрение прошлых поколений постепенно менялось и приобретало современный вид, но оно всегда являлось научным. И в то же время некоторые все еще небольшие части научного мировоззрения неопровержимо доказаны или вполне соответствуют в данное время формальной действительности и являются научными истинами. Научное мировоззрение не дает нам картины мира в действительном его состоянии. Научное мировоззрение не есть картина Космоса, которая раскрывается в своих вечных и незыблемых чертах перед изучающими ее. Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с ней проявлением той же работы служат религиозное мировоззрение, искусство, общественная и личная этика, социальная жизнь, философская мысль или созерцание. Именем научное мировоззрение мы называем представление о явлениях, доступных научному изучению, которое дается наукой, под этим именем мы подразумеваем, определенное отношение к окружающему нас миру явлений, при этом каждое явление входит в рамки научного изучения и находит объяснение, не противоречащее основным принципам научного искания.
Понимание проблем развития науки и философии, взаимосвязи научного и философского творчества следует развивать исходя из учения о ноосфере. Ноосфера как новое геологическое изменение биосферы, подготовленное эволюцией живого вещества и определяемое разумом человечества, требует соответствующего мировоззрения. В освещении проблем развития науки в современных условиях следует исходить из её ноосферных оснований.
На этапе ноосферы прежде всего возрастает роль научного разума в его неразрывной связи с философией, ибо речь идет о задачах по сознательному воздействию на процесс перехода биосферы в ноосферу. По сути дела ноосфера - это переход от бессознательного состояния биосферы к её сознательному состоянию.
В концепции ноосферы Вернадский особое место отводит развитию науки в XX в., так как произошел небывалый до сих пор расцвет науки, своего рода взрыв научного творчества; наука стала "вселенской", "мировой", охватив всю планету; крупные изменения совершаются и в структуре, и в содержании самой науки. Речь идет о сближении наук о природе с науками о человеке. "Перелом научного понимания Космоса совпадает... с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой - их объект совершенно меняется".
Сформировавшаяся в результате отмеченных выше причин как целостность, наука в XX в. становится мощной геологической и исторической силой и должна способствовать ускорению процесса перехода биосферы в ноосферу. Ученые также должны осознавать свою ответственность за судьбу биосферы и будущее человечества. То или иное научное открытие может быть использовано как во благо, так и во зло ноосферы. Уже в самом начале XX в. Вернадский понял неизбежность и практическую необходимость овладения человечеством атомной энергией. Вместе с тем он видел и то, что данное открытие может обернуться злом как для биосферы, так и для человечества. Ключевое значение в этих условиях имеет степень зрелости человечества, его духовная мудрость.
Хотя Вернадский был знаком со многими философско-религиозными исканиями и они вызывали у него глубочайший интерес, но его взор обращен прежде всего на науку. Она, по его мнению, имеет ряд качественных преимуществ перед философскими и религиозными исканиями. Во-первых, научная мысль в отличие от философии и религии выражена в форме логической обязательности и логической непреложности её основных достижений. Во-вторых, наука охватила всю биосферу и стала планетарным явлением.
Особое внимание Вернадский обращал на интегрирующую функцию, на консолидирующую роль науки, её способность стать объединяющим центром духовной работы всего человечества. По его мнению, философия и религия в своих исторических формах оказались бессильными выработать основание для духовного единства человечества. Философские искания впитали в себя особенности культурного развития тех или иных регионов, индивидуальные особенности их творцов. Религиозное сознание и его символы веры также выражали культурно-исторические и национальные особенности.
В условиях ноосферы речь идет о формах духовного творчества человечества как целого. Жизненна лишь такая форма духовного творчества, которая в максимальной степени выявляет единство человечества, планетарно-космическую мощь разума. Наука едина в своих основаниях и пространственно-временных формах проявления; усилиями многих поколений ученых в различных центрах земного пространства создан единый научный аппарат. Научными исканиями в той или иной форме охвачены многие миллионы людей. Существенным фактором являются и формы образования, приобщающие к научному знанию все новые и новые поколения людей.
Вернадский выразил свое понимание роли науки в процессе формирования ноосферы:
Вернадский пояснял, что "взрыв" научной мысли в XX в. подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в её строении. Он не может остановиться и пойти назад. Новые научные дисциплины - геохимия и биогеохимия - позволили увидеть в процессе становления ноосферы "закон природы", обобщить его в эмпирических зависимостях.
Однако это не означает, что только наука способна сформировать мировоззрение человечества на этапе ноосферы. Велика значимость философии, религии и других форм мировоззрения. Так, Вернадский отмечал, что многие положения мировоззрения Древней Индии созвучны основным положениям биогеохимии. Он предвидел необходимость новой волны философского и религиозного творчества. Обязательным условием такого творчества должно быть осознание новых проблем планетарного бытия человечества, проблем формирования ноосферы. Философское и религиозное творчество должно углублять ноосферный процесс, способствовать осознанию человечеством стоящих перед ним проблем.
Таким образом, вырисовываются общие контуры формирования ноосферного мировоззрения. Научная мысль активно формирует новые концептуальные представления об организованности биосферы и Космоса, вводя в качестве ведущих его факторов жизнь и разум. При этом концептуальные представления вводятся в полном соответствии с логикой эмпирических обобщений и методологическим принципом единства мира. Если жизнь и разум по отношению к организованности биосферы являются ведущими её факторами, то, согласно принципу единства мира, вполне научно допустить, что эти же факторы являются ведущими по отношению к организованности Космоса. Чтобы часть не противоречила целому, она должна иметь некоторые качества целого. И если они замечены у части, то тем более должны быть представлены и в самом целом.
Итак, Вернадский как синтетически мыслящий ученый осознавал необходимость общих оснований и для научного творчества, и для философского. Таким основанием является целостность человеческого духа, целостность мировоззрения, органичная взаимосвязь между различными видами творчества. Проникновение в тайны мироздания невозможно без одновременного проникновения в тайны человеческой души. Свет научного сознания невозможен без света философского сознания. Поэтому, отмечал Вернадский, науку и философию необходимо рассматривать как проявление единого процесса - роста мировоззрения человечества.