Основные проблемы философии можно рассмотреть на ее структуре
Метафизика - философское учение о сверхопытных началах и законах бытия вообще или какого-либо типа бытия. Термин "метафизика" ввел Андроник Родосский, систематизатор произведений Аристотеля (1 в. до н. э.), назвавший так группу его трактатов о "бытии самом по себе". Основной вопрос: "из чего состоит мир?"
Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего. Термин "онтология" впервые появился в "Философском лексиконе" Р. Гоклениуса (1613) и был закреплен в философской системе X. Вольфа. Основной вопрос: "в чем суть мира?"
Гносеология - философское учение о познании - гносеология или эпистемология. Термин "гносеология" был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; термин "эпистемология" был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй.
Другие отрасли философского знания , например:
Аксиология - учение о ценностях - философская дисциплина, исследующая категорию "ценность", характеристики, структуры и иерархии ценностного мира, способы его познания и его онтологический статус, а также природу и специфику ценностных суждений.
Этика - философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.д.
И другие отрасли философского знания.
Античность - для этого периода характерна только одна ступень - чувственное познание. Познание чисто внешних проявлений явлений и форм. Познание выражено в форме ощущений. Восприятие - форма чувственного познания, дает целостное познание. Представление - человек может представить то, что воздействовало на его органы чувств.
Философия нового времени - 17 век. Рационализм - для этого периода характерна так же одна ступень - только рациональное познание, только разум способен проникнуть в мир. Познание основано на абстрактном мышлении, свойственном людям и отсутствующем у животных. Человек в отличие от животных имеет вторую сигнальную систему - речь. Первая сигнальная система - рефлексы. рациональное познание - дает знание сущности и содержания.
Формы рационального познания
Философия Марксизма. Конец 19 века - начало 20 века. Открытие корпускулярно-волнового дуализма (двойственной природы света), ядерного распада и т.д. привело к переосмыслению процесса познания. Для этого периода характерны две ступени процесса познания - рациональное и чувственное познание. Такая схема была характерна до середины 1980-х годов. В основе лежит историческое познание. На этом этапе считалось, что только наука познает мир.
С середины 1980-х до середины 1990-х годов. Для этого периода отечественной философии характерны три ступени процесса познания:
Последняя концепция. Термин познание заменен на постижение бытия. Постижение - это познание как отражение мира, становление сознания, изменение и создание новой реальности, которой до этого не было. Формы постижения в этом случае так же имеют, но во множественном числе:
Чувственные, рациональные, медитатиные.
В эти формы входят: народные формы постижения, литературные формы, эстетические формы (например, искусство), мифологические, религиозные, философские формы, парапсихологические, экзотерические, научное познание, техническое познание и т.д.
Научное познание - эпистемология - один из видов познавательной деятельности, состоит из 2-х уровней: эмпирический и теоретический. Если в основе познания лежит практика и эксперимент - это объективный опыт. Почему можно доверять приборам, используемым в ходе эксперимента? Принцип работы приборов основан на объективных законах природы, хотя и сделаны они с разной степенью точности.
Для описанных выше уровней свойственны собственные методы познания (методы дают ответ на вопрос как получаются знания).
Эмпирический уровень:
Теоретический уровень:
Формы научного познания
Процесс развития научного знания можно привести на примере состояний вещества. В настоящий момент существует семь состояний вещества:
До 17 века были известны три состояния:
Начиная с 19 века, этот список расширялся:
В общем процессе познания существует проблема истины. Истина одна - объективная истина.
Объективная истина - независимое от человека и человечества содержание знания. По форме истина субъективна - она свойство человеческого знания. По содержанию истина объективна, т.к. не зависит от сознания, а обусловлена отображающимся в нем материальным миром. Учение об объективной истине нацелено против идеалистических концепций, трактующих истину как иллюзорную условно значимую конструкцию.
Существует диалектика объективной истины, исходя из которой объективная истина состоит в единстве объекта знания и представляет собой сумму абсолютной и относительной истин.
Абсолютная истина - это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Абсолютная истина представляет собой сумму относительных истин.
Относительная истина термин для обозначения феномена неполноты, незаконченности абсолютно истинного знания, возникающего при соотнесении абсолютного знания об объекте с его неисчерпаемым содержанием. Вследствие такого соотнесения абсолютная истина становится относительной, поскольку отражает содержание познаваемого объекта не полностью, не целиком, не исчерпывающим образом, а только в исторически доступных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются.
Критерии истинности знания:
Позитивизм добавил еще два критерия истинности знания:
Тем не менее, объективный критерий истинности знания только один:
Истина конкретна, абстрактной истины не существует. Критерий общественно-исторической практики противоречив, т.к. он одновременно и абсолютен и относителен.