АНТРОПОЛОГИЯ - (от древнегреческого "человек" и "слово, речь") - совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах.
ГИПОТЕЗА - форма теоретического знания, структурный элемент научной теории, содержащий предположение, сформулированное на основе фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ДИАЛЕКТИКА - (от греческого - искусство спорить, вести рассуждение) - метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления. Диалектический метод является одним из центральных в европейской и индийской философской традиции. Само слово "диалектика" происходит из древнегреческой философии и стало популярным благодаря "Диалогам" Платона, в которых двое или более участников диалога могли придерживаться различных мнений, но желали найти истину путем обмена своими мнениями. Существенную роль понятие диалектики играет в философии Гегеля. Для него диалектика - это такой переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Поэтому диалектика, согласно Гегелю, - "движущая душа всякого научного развертывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость…". Вопрос Г.В.Ф.Гегель «Энциклопедия философских наук».
ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУКИ - система ценностей, соответствующих научному знанию на конкретном этапе. Вопрос динамика науки как процесс порождения нового знания.
МЕТОД - (от греч. metodos - путь исследования или познания) - совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Основная функция метода в научном знании - внутренняя организация и регулирование процесса познания того или иного объекта. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
МЕТОДОЛОГИЯ определяется как система методов и как учение об этой системе, общая теория метода. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
НАТУРФИЛОСОФИЯ - (от латинского natura - природа) - исторический термин, обозначавший (примерно до 18 века) философию природы, понимаемую как целостную систему самых общих законов естествознания.
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - общее представление о мире и объективной реальности. Вопрос динамика науки как процесс порождения нового знания.
НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - согласно Томасу Куну, переход от парадигмы в кризисный период к новой парадигме, от которой может родиться новая традиция "нормальной науки". Вопрос Т.Кун Структура научных революций.
НАУЧНЫЙ ФАКТ (от лат. factum - сделанное, свершившееся): а) синоним понятия "истина", реальное событие, результат - в противоположность вымышленному; б) особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание, т.е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов. Факт становится научным, когда он включен в логическую структуру конкретной системы научного знания. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
НООСФЕРА - есть новое геологическое состояние биосферы, подготовленное эволюцией живого вещества и определяемое разумом человечества. Вопрос В.И.Вернадский О научном мировоззрении.
НОРМАЛЬНАЯ НАУКА - с точки зрения Т.Куна, означает исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для его дальнейшей практической деятельности. Вопрос Т.Кун Структура научных революций.
ОБЪЕКТ НАУКИ - предметная область научного познания, то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина, все то, на что направлена мысль исследователя. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ОНТОЛОГИЯ - (от греческого on - родительный падеж ontos - сущее и…логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
ОСНОВАНИЯ НАУКИ - фундаментальные представления, понятия и принципы науки. Вопрос основания науки.
ПАРАДИГМА - согласно Томасу Куну, признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Вопрос Т.Кун Структура научных революций.
ПРЕДМЕТ НАУКИ - в широком смысле - это некоторая ограниченная целостность, выделенная из мира объектов науки. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины и обусловленных спецификой их предметов. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ПРОБЛЕМА - это форма теоретического знания, содержанием которой выступает то, что еще не познано человеком. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
СУБЪЕКТ НАУКИ - ключевой элемент научного познания - отдельный исследователь или научное сообщество, коллектив или общество в целом. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ТЕОРИЯ - является наиболее развитой и сложной формой научного знания, дает целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности - объекта данной теории. Гипотеза, подтвержденная практикой. Вопрос уровни, формы и методы научного познания.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - (от немецкого Phanomenologie - учение о феноменах) - направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт. Цель феноменологии - построения универсальной науки (универсальной философии, универсальной онтологии), относящейся к "всеобъемлющему единству сущего", которая имела бы абсолютно строгое обоснование и служила обоснованием всем прочим наукам, познанию вообще. Встречается в вопросе Г.В.Ф.Гегель «Энциклопедия философских наук».
ФИЛОСОФИЯ - это форма общественного сознания, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах бытия и месте человека в мире. Вопрос предмет философии науки.
ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ НАУКИ - это специфика познавательного процесса, сущность стиля научного исследования. Вопрос динамика науки как процесс порождения нового знания.
ФОРМЫ БЫТИЯ НАУКИ - в рамках философии науки принято выделять несколько форм бытия науки: наука как познавательная деятельность, наука как особый вид мировоззрения, наука как специфический тип познания, наука как социальный институт. Вопрос формы бытия науки.
ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ - научный факт, эмпирическая закономерность, понятие как форма знания, эксперимент как форма знания, научная проблема, научная гипотеза, научная теория. Вопрос теория познания.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ - существует пять точек зрения: наука была всегда с момента зарождения человеческого общества, наука возникла в Древней Греции, наука возникла в Западной Европе в 12-14 веках, наука начинается в 16-17 веках, наука начинается с первой трети 19 века. Большее количество сторонников у второй точки зрения. Вопрос возникновение науки и основные этапы ее развития.
ЯЗЫК НАУКИ - специфическая знаковая система - как естественный язык, так и искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.). Вопрос уровни, формы и методы научного познания.