В философии существуют три концепции развития науки:
У первого подхода мало сторонников. Ранее был наиболее распространен второй подход. Понятие научной революции ввел Ф.Энгельс. Существенный вклад в теорию научных революций внес В.Ленин. Академик В.Вернадский описывал научную революцию как "взрыв научного творчества". Т.Кун использовал понятия "парадигма", "нормальная наука" и "научное сообщество". По его мнению, научная революция - это смена парадигм. Парадигмы - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.
Существуют три типа научных революций:
В отечественной философии науки выделяют четыре глобальных научных революции:
Для того что бы понять и оценить в чем заключается качественный скачок существуют три параметра:
Объект науки - мегамир. Мегамир (от греч. megas - большой мир) - то же что макрокосмос, Метагалактика, Вселенная; мир за пределами нашей Солнечной системы, для изучения объектов астрономии и астрофизики.
Идеал науки - знания ради знания. Наблюдения являются основным методом познания. Единство субъекта и объекта, т.е. подобное познается подобным. Макрокосм. Субъект и объект едины.
Научная картина мира носит интегративный характер. Для этого этапа характерны геоцентризм и гелиоцентризм. Геоцентризм (от греч. ge - Земля и лат. centrum - центр) - мировоззрение, согласно которому Земля есть центр мира. Со времени Коперника утвердился гелиоцентризм, считающий центром Солнце.
Философские основы науки - философия наука наук.
Для этого этапа характерен интуитивно диалектический стиль мышления. Единство знаний о природе и человеке. Антропокозмизм - человек часть мирового процесса.
Объект науки - макромир - Земля и ближний космос.
Идеал науки - знание это сила, а не насилие над природой. Характерен индуктивно-эмпирический подход. Известна только одна форма движения - перемещение в пространстве. Противопоставление субъекта объекту. Человек начинает преобразовывать мир. Познание не исключает практической направленности. Известны три формы (состояния) вещества.
Научная картина мира классическая механика Ньютона. Характерен гелиоцентризм, считающий центром Солнце. Представление о божественном сотворении мира и объектов, мир представляет четко слаженный механизм.
Философские основы науки - механистический детерминизм. Детерминизм - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Т.е. причинно-следственная связь линейна, случайности отрицаются.
Известные философы этого периода Декарт, Бэкон. В это период преобладает механистично-метафизический стиль мышления, с позиции перемещения в пространстве. Отрицание внутренних противоречий в системе научного знания. Усиливаются дифференцирующие тенденции - от философии отделяются науки: механика, физика, химия. Преобладает принцип антропоцентризма - человек высшее творение природы.
Объект науки - микромир - совокупность элементарных частиц. Происходит взаимосвязь эмпирического и рационального способов познания.
Идеал науки - зависимость субъекта от объекта познания. Трактовка событий зависит от субъекта. Сочетание теоретической и прикладной направленности науки.
Научная картина мира формируется из частных научных картин мира (физическая картина мира, биологическая картина мира). С развитием дисциплин появляются науки на стыке форм: физическая химия, биохимия и т.д. В настоящий момент существует около 2500 наук.
Философские основы науки - стиль естественного научного мышления. Учитывается человеческий фактор в процессе познания.
Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д.
Объект науки - мега-макро-микромир. Взаимосвязь эмпирического, рационального и медитативного уровней познания.
Идеал науки - аксиологизация науки (что ценно, а что нет). Аксиология (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Повышение степени фундаментального научного знания.
Научная картина мира идет процесс формирования общей научной картины мира. Преобладает представление о глобальной эволюции. Развитие - это атрибут всех форм реальности. Переход от антропоцентризма к биосфероцентризму. - кроме человека рассматривается биосфера и космос в единстве. Сознание присуще не только человеку.
Философские основы науки - синергетика и синергетический стиль мышления. Процессы развиваются нелинейно, интегративно. Единство естествознания, наукознания и гуманитарного знания. Антропный принцип развития науки - человек входит в структуру познавательного процесса, его роль учитывается на каждом этапе познания. Антропный принцип - известен в "мягкой" и "жесткой" формулировках. Основная суть состоит в том, что Вселенная, входя в заключительной фазе своей эволюции в стационарный режим, стремится к самоосознанию себя, а потому, нуждаясь в рефлексии (самоотражении), создает человека, выполняющего эту функцию.
Период неклассического естествознания связывают с открытием электрона, поля и т.д.
Синергетика (греч. synergos - совместно действующий) - область научного знания, в которой посредством междисциплинарных исследований выявляются общие закономерности самоорганизации, становления устойчивых структур в открытых системах. Термин " Синергетика." стал активно использоваться в советской литературе после публикации на рус. языке работы Г. Хакена "Синергетика" (М., 1980), в которой он обозначил этим понятием совместный целостный, или кооперативный, эффект взаимодействия большого числа подсистем в открытых системах. Данный эффект может иметь место в различных физических, химических, живых и др. системах, способных к самоорганизации. При этом необходимы два условия: во-первых, система должна быть открытой, т.е. взаимодействовать с окружающей средой; во-вторых, число подсистем или компонентов, в результате взаимодействия которых возникает их коллективное, упорядоченное движение, должно превышать определенный минимум. Эффект возникновения из хаоса и беспорядка устойчивых, самоорганизующихся структур был обнаружен в физике еще в начале 20 в., однако суть этих процессов удалось раскрыть значительно позже, в частности на основе термодинамических принципов И. Р. Пригожина. Будучи тесно связанной с кибернетикой и системным подходом. Синергетика решает проблемы, имеющие также и большое философское значение. Вскрываемые ею механизмы самоорганизации согласуются с законами диалектики, категориями необходимости и случайности, вероятности, информации, определенности и неопределенности и позволяют глубже понять мн. философские вопросы. Результаты исследований в области синергетики позволяют по-новому взглянуть на процессы возникновения живых, биологических систем из неживых, расширяют наши представления о самодвижении материи.