Игра Сложи узор состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены различно, в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно, двух, трех и даже четырехцветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье - придумывать новые узоры из девяти или шестнадцати кубиков. Новых узоров, каких еще не было, т. е. выполнить уже творческую работу.
Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в необыкновенно широком диапазоне.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу, этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, и способность к комбинированию.
Приготовьте шестнадцать деревянных кубиков размером 30Х30Х30 мм (можно 35 и 40 мм). Если они оклеены какой-либо бумагой, то удалите ее. Наиболее удобны наборы "Кубики-самоделки", специально предназначенные для склеивания или окраски. Цветной бумагой оклейте кубики так, как показано на рисунке ниже:
Передняя грань - белая (на рисунке выше она прозрачная), задняя грань кубика желтая, правая грань - синяя, левая грань кубика - красная, верхняя грань кубика - желто-синяя, нижняя грань - красно-белая. Линии раздела цвета на двухцветных гранях кубика идут по диагонали и параллельны.
Грани кубика можно оклеить цветной бумагой или окрасить красками. Такие кубики служат дальше, имеют приятный внешний вид, что для малышей тоже не безразлично, особенно если тона красок чистые и совпадают по оттенку с цветом узоров-заданий.
Для кубиков лучше подобрать или склеить из картона квадратную коробку, с крышкой. Обратите внимание на то, чтобы кубики входили в нее свободно. В такой коробке не только удобно хранить кубики, но и складывать узоры. Узоры в зависимости от сложности
Самые простые узоры-задания серии А складываются из четырех кубиков, их можно давать малышам начиная с 1 - 1,5 года. Усложнение узоров идет постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двухцветным (вы увидите это, играя с малышом) - резкий скачок в уровне сложности. Его можно сглаживать, включая задания других серий, но с одноцветными гранями, узоры из которых складывать проще.
Скачать рисунки-схемы для игры "Собери узор". Схема А, Схема Б, Схема В, Схемы Г и Схемы Д. |
Способ игры зависит от возраста ребенка и уровня его развития. У детей от полутора до двух лет развита способность копировать, они любят делать так, как старшие. Как пишет в своей книге Никитин: "если я забиваю молотком гвозди, то Люба, которой один год и три месяца, тянет ручонки к молотку и говорит "дям... дям" (дай!) до тех пор, пока я не дам и ей маленький деревянный или пластмассовый молоточек. Тогда она начинает стучать этим молотком точь-в-точь, как я, и даже по той же доске, по которой стучу я. А гвоздя она еще не просит, мелкие вещи, мелкие рисунки ее еще не привлекают. Вот эту особенность малыша - схватывать большое, главное, самое заметное - и надо использовать."
Надо помнить о первых впечатлениях от игры. Совсем не безразлично, как вы высыпали первый раз кубики на стол. Если вы на глазах малыша открыли крышку и - бух! - с грохотом выбросили на стол все кубики сразу так, что они разлетелись в стороны, а малыш даже вздрогнул от неожиданности, то не удивляйтесь потом, когда самым любимым занятием станет точно такое же "бух!" кубиков из коробки, а не складывание "поездов" или "башен" из них.
Поэтому постарайтесь не демонстрировать такие нежелательные способы обращения с кубиками. Как пишет в своей книге Никитин: "я могу привести Любочку к уже лежащим в беспорядке кубикам и начинаю наводить порядок или достаю их из коробки аккуратно друг за другом и сразу строю из них "дорожку", или квадрат, или "поезд". Люба удивлена: хороший у папы складывается "синий поезд", а я, делая "Ту-ту-у!", двигаю его медленно к противоположному краю стола или коврика. И я не скрываю своей радости, если и у Любы получится "поезд" (пусть сначала и не совсем удачно) или Люба научится находить красную грань на кубиках (именно пока только одну красную, и никакую другую) и укладывать в коробку все кубики красной гранью вверх, не уставая повторять: "Кась-кась" (т.е. красная).
Однако, если ребенку уже два - четыре года, он знает цвета и может найти нужную грань и оценить красоту узора, то прежде, чем дать ему игру, выберите самый привлекательный, на ваш взгляд, узор-задание (например, в серии В или Д) и сложите заранее по этому узору кубики в коробку. Открывая впервые коробку с кубиками, малыш вместе с вами полюбуется узором.
Положите тогда узор "дорожка" (задание из серии А) перед ребенком и дайте ему задание сложить из кубиков точно такую же "дорожку". Большинство детей обычно легко справляются с этим заданием.
Вторая и третья "дорожки" получаются еще быстрее, чем первая, и не страшно, если не совсем точно выдержана их длина. Допустим, ребенок вместо четырех кубиков взял только три. Спросите у него: "Не кажется ли тебе, что "дорожка" получилась короче, чем на картинке? Давай сравним!". И малыш сам исправит ошибку. Вот теперь получилось точно, без ошибки, - можете похвалить его. И так подбадривая малыша, переходите от узора к узору, внимательно замечая и быстроту работы, и точность укладки кубиков, и другие достоинства его действий. Зерна аккуратности и точности в работе, сосредоточенности и внимания могут дать свои ростки именно здесь, в игре.
Сколько узоров можно сложить за одну игру, сказать трудно. Может быть, пять, а может быть, и десять - все будет зависеть от настроения ребенка и его возможностей. Если работа идет споро, доволен и ребенок, довольны и вы, значит, все в порядке.
Похвалите ребенка: "Хорошо у тебя получается! Я не ожидал. Ну, на сегодня хватит! Завтра еще поиграем", - мягко можно предложить закончить. Но это пробный камень. Главное - как отнесется к предложению закончить игру малыш. Если он расстроен и готов заплакать потому, что ему "хочется еще поиграть", уступите, покажите ребенку еще один-два узора. Если вы свое слово обычно держите и малыш верит вам, то он согласится с тем, что "завтра еще поиграем". Это наиболее удачный итог первой игры.
Неплохо, когда малыш сразу соглашается закончить игру, но при этом Интересуется, поиграем ли мы еще завтра?
Обязательно найдите возможность поиграть и "завтра вечером", и послезавтра, и через несколько дней... Такая "волна" интереса к игре, когда ребенок играет в кубики несколько дней подряд, например, неделю, наиболее удачное начало. Во-первых, за это время и вы, и малыш сможете втянуться в игру, почувствовать какой-то интерес в ней. Во-вторых, ребенок успеет пройти через все уже посильные для него задания, и вы узнаете его "потолок" возможностей на данном этапе. В-третьих, наблюдая за игрой ребенка, вы научитесь чувствовать его возможности. А это умение - очень важное для руководства развитием в любой области. Оно позволит правильно определить дозу игры, решить, что можно на время "забыть" игру.
Теперь можно обратить внимание на связь вчерашней игры с сегодняшней и сегодняшней с завтрашней. От этого в немалой степени зависит и интерес к игре, и успех в продвижении "вверх по лесенке" заданий. Допустим, что ребенок первый раз сложил восемь узоров - четыре "дорожки" и четыре "квадрата" (задания серии А). Давать ли на следующий день эти же самые восемь узоров? Или переходить к новым? Практика показала, что лучше всего воспользоваться здесь методом "ледокола", т.е. каждую следующую игру начинать, отступив немного назад. На второй день можно дать несколько прежних узоров: две-три "дорожки", один "квадрат", а затем уже новые узоры-задания серии А сколько малышу захочется.
Так, каждый раз "для разгона" надо сложить несколько прежних, уже пройденных узоров и только потом давать новые. Величину "разгона" тоже надо изменять. Если впереди трудный узор, например при переходе от одноцветных граней к двухцветным (этот переход ощутим во всех трех сериях (серии А, Б и В), то "разбег" следует брать больше, а новых узоров давать меньше, вплоть до одного-двух.
Вообще переход к составлению трудных узоров - пробный камень и для искусства старших играть с малышами, и испытание для самих детей. Если вашему ребенку не удается узор, забудьте о нем на пару месяцев. После перерыва, с новыми силами и взяв "большой разгон" (т. е. вернувшись, может быть, к самым первым узорам), малыш может почти сразу взять неприступный ранее узор.
Однако, возможен другой вариант. Предположим, малышу три года и у него никак не получаются "фонарики" (узор из серии А). Он пробует каждый раз их складывать, берет "разгон" и, ничего не добившись, говорит с огорчением: "Никак!" Иногда он просит: "Дай другой!". Вы даете ему несколько узоров из одноцветных граней серии Б, которые удаются ребенку. Например, он одолел "пилу", которая "Ела, ела дуб-дуб - поломала зуб-зуб" (так приговаривает малыш, двигая "пилу" взад-вперед по столу), а "фонарики" никак не сдаются. Утешьте малыша "Скоро и "фонарики" у тебя получатся. Ведь и "пила" и "елочка" тоже трудные, а ты их уже делаешь." Так может пройти несколько дней, и возможно вы уже забыли про "фонарики", как вдруг однажды вечером, ко всеобщей радости, малыш сам сложит "фонарик". Такие удачи бывают не часто, и их надо ценить, уж очень хороший и полезный след оставляют они в жизни малыша.
Когда игра для ребенка станет интересной, он сам просит: "Давай поиграем в кубики! Давай складывать узоры!", тогда можно подумать о том, чтобы не просто изредка давать кубики для самостоятельной игры, но и поощрять эту самостоятельность всеми средствами. Тут дело не только в том, что высвободится время взрослых, а в том, что, играя самостоятельно, ребенок учится контролировать себя, сравнивать свои результаты, оценивать свои силы и возможности - в этом начало самостоятельности мышления, очень важной стороны творческих способностей.
Самостоятельная игра особенно эффективна, когда после каждой встречи с кубиками ощутимо движение, новый шаг вперед, заметный для взрослого и для самого ребенка. Малыши самостоятельно играют с той поры, когда они в состоянии собрать после игры кубики в коробку и принести ее после игры папе или маме.
Следите за успехами и продвижением малыша, можно даже записывать крупные достижения и победы в дневник: преодоление трудных узоров вроде "фонариков", "горки", "лодки", окончание одной из серий, складывание нового узора, какого еще ни у кого не было, победу в соревнованиях и т. п. Малыши чувствуют заинтересованность старших и в свою очередь сами стремятся одолеть побольше узоров.
В развивающих играх нумерация и счет встречаются довольно часто, и дети могут рано их освоить и к четырем-пяти годам вполне осмысленно пользуются счетом до пятидесяти или ста и даже дальше.
Узоры-задания серии Г мы можно давать детям с двух-трех лет. Если из азбуки и из цифр не делать тайны и считать букву О или А столь же обычными вещами, как "мяч" или "стол", то и малышу будет невдомек, что между ними есть какая-то разница, и он запоминает их совсем так же, как все прочие слова. Некоторые дети к трем годам уже знают буквы и цифры, а в три-четыре года начинают читать. Эта легкость, с какой идет раннее усвоение букв, переносится потом и на усвоение школьной программы.
Складывание узоров из кубиков по готовым заданиям - самый простой вид работы в игре. Игру можно немного усложнить (а заодно почти удвоить количество узоров-заданий) следующим образом: если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор, и наоборот. Малыши воспринимают такое изменение задания как задание нового типа. Ведь здесь надо не просто копировать узор, а изменять его по цвету.
Еще до того как ребенок переключится на выполнение серии узоров Б и В, он может срисовывать узоры с кубиков. Это более сложный вид работы с кубиками, развивающий графические способности. Ребенку надо научиться проводить карандашом прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами. Удобно рисовать узоры в тетради в клетку. Но здесь тоже есть свои "первые открытия": увидеть линейки, маленькие квадратики (клетки), на которые дети сначала просто не обращают внимания - линии слишком тонки, клетки мелки и потому мало заметны.
Правила игры здесь остаются прежними: от посильного, поддающегося выполнению задания к предельно сложному, требующему максимального напряжения. Не огорчайтесь, если сразу не получается идеально точно. У детей процесс развития идет постепенно. И лучше, если не просто чертить, но и фантазировать при этом: надо, например, провести карандашом линию по линейке в тетради - предложите малышам считать линейку мостиком, и тот, кто умеет удерживать карандаш вблизи линейки все время, - тот "не падает в реку" и проходит по мостику.
Рисование узора, да еще цветными карандашами, требует намного больше времени, чем складывание его из кубиков, поэтому заданий на срисовывание давайте ребенку в два-три раза меньше. Но и тут тоже надо тонко чувствовать, когда надо взяться за срисовывание, где надо похвалить ребенка, когда предложить закончить игру.
Прежде чем зарисовывать узоры, хорошо, если ребенок выполнит подготовительные упражнения.
1. Кто умеет ставить точки в клетках (в центре клеток)? Поставьте по две точки, по три точки, по четыре и т.д. Ребенок при этом не только учится рисовать точки, но и учится считать.
2. Кто умеет ставить точки "на перекрестке", т. е. на пересечении линеек? Задавать можно разное число точек - от двух до десяти, а в качестве контрольного упражнения - весь треугольник из точек.
3. Кто сумеет провести прямую горизонтальную линию заданной длины точно по линейке: длиною в одну, две, три или четыре клетки и т.д.?
4. Кто сумеет провести прямую вертикальную линию в тетради точно по линейке: линию длиною в одну, две, три или четыре клетки и т.д.?
5. Кто сумеет нарисовать маленькие кружочки диаметром в 1 клетку? Кто нарисует один кружок, два, три кружка и т. д.?
6. То же, но кружки расположить иначе (в "колонку").
7. Кто нарисует маленький квадратик величиной в 1 клетку? Кто нарисует квадрат со стороной в две, три, четыре клетки и т. д.?
8. Кто нарисует квадрат со стороной в четыре клетки и закрасит его цветным карандашом так, чтобы не выходить за контур?
9. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в четыре клетки по диагонали и закрасить разными цветными карандашами?
10. Кто сумеет разделить квадрат со стороной в четыре клетки на четыре равных квадрата и закрасить разными цветными карандашами?
Еще один вид работы с кубиками, наиболее насыщенный творческими элементами, составление новых узоров, таких, которых нет ни в одной из серий. Обычно к этому виду заданий переходят, когда ребенок научится складывать почти все узоры серии В.
Новый узор сложить нетрудно. Но важно, чтобы это был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет. Только такие узоры и надо считать достойными внимания. Дети гордятся, когда им удается сложить именно такой. А чтобы не забыть новый узор, надо его немедленно зарисовать в тетрадку, иначе рассыпал кубики - и узора больше нет. Так появился у нас "Зоопарк" - серия СУд , где почти все узоры придумали дети.
Из придуманных ребенком узоров можно сделать новую серию и придумать ей название. Новые узоры можно нарисовать на отдельных бумажных квадратах или прямоугольниках, а можно наклеить, вырезав узор из цветной бумаги. Подобная серия новых узоров в пакете, украшенном собственным орнаментом, может стать отличным подарком от ребенка маме в день ее рождения. По книге Б.П. Никитина "Развивающие игры"