Этот подраздел сайта посвящен развивающим играм Б.П.Никитина. Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина авторы известной методики развития детей с помощью целой серии интеллектуальных игр. Никитин Борис Павлович, известен по выступлениям в печати о воспитании детей, книгам об опыте применения и использования в своей семье развивающих игр, которые позволяют успешно решить задачу развития творческих способностей ребенка. Раздел подготовлен по книге Б.П. Никитина "Развивающие игры". В этом разделе можно найти описание развивающих игр Никитина, описание методики их проведения и способа изготовления.
Знакомство с развивающими играми Никитина начнем с основных правил игры с детьми. Описанные ниже правила развивающих игр приведены коротко в виде памятки. Более подробно о них можно прочитать дальше.
1. Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша - это обоюдное достижение, и ваше и его. Радуйтесь ему - это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Не обижайте ребенка в игре.
3. Развивающие игры - игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни вздохом, ни жестом, ни взглядом. Дайте возможность думать и делать все самому и отыскивать ошибки тоже. Поднимаясь постепенно и справляясь со все более и более трудными заданиями, ребенок развивает свои творческие способности.
4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Записывайте время, за которое вам удалось сделать ту или иную задачу. Учитесь делать ее быстрее.
5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Успех в самом начале - обязательное условие.
6. Если ребенок не справляется с заданием, - значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его!
7. В каком порядке давать игры? Автор бы начал с игры "Сложи узор" и "Рамки и вкладыши Монтессори". Здесь ребенку надо различать цвета и форму, а общее правило - наблюдать за развитием ребенка, записывать в дневник его успехи и определить, когда и какую из игр "включать". Это творческая задача папе и маме.
8. Увлечения детей проходят "волнами", поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, "забывайте" об игре на месяц-два и даже больше, а потом "случайно" пусть малыш вспомнит о ней.
9. Берегите игры, не ставьте их по доступности вровень с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребенок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.
10. Для самых маленьких (детей от полутора до трех лет) оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте "имена" (вдвоем с малышом, конечно) узорам, моделям, рисункам, фигурам, придумывайте, фантазируйте, пока ребенка не начнет увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач,
11. Чем больше развито у малыша какое-то качество, тем сильнее жаждет оно проявления. "Не интересоваться" игрой ребенок может по двум главным причинам: у него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть или доставив неприятность в самом начале. Поэтому больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
12. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.
13. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых. Заведите тетрадку, зарисовывайте туда (а лучше, если это будет делать сам малыш) новые задания, модели, узоры, фигуры.
14. Устраивайте соревнования на скорость решения задач и со взрослыми. Не бойтесь, что ваш авторитет при этом пострадает.
15. Это те правила, которые вы... найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее. Желаем вам успеха!
Начнем с вопроса, что же такое развивающие игры для детей? Развивающие игры или интеллектуальные игры - это хорошее дополнение к современным детским игрушкам. В первую очередь они дают богатую пищу для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Во-вторых, они учат родителей активно участвовать в процессе развития и воспитания детей. И, наконец, позволяют это делать в самое лучшее время, когда ребенок наиболее восприимчив к развитию, - в дошкольном возрасте.
Игрушки и игры для детей - это одно из самых сильных воспитательных средств. Игру принято называть основной формой деятельности дошкольника. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Покупая игрушку, вы проектируете при этом человеческую личность.
Люди совершают каждый день массу всяких дел, маленьких и больших, простых и сложных. Каждое дело - задача, более или менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой - известная, старая эта задача или неизвестная, новая.
Машинистка печатает на машинке. Шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала их обучали этому, а потом они напрактиковались за годы работы. Профессиональные задачи являются для них старыми, известными. И привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои способности к этой деятельности: внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма (машинопись, стенография, телеграфирование и т. п.). Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по установленным правилам подчас даже машинально. Недаром машинистки, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой, шофер, продолжая вести машину, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить.
Но вот перед машинисткой длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это непривычно - раньше ей не приходилось с этим сталкиваться, это новая для нее задача. Или шоферу, пришедшему утром в гараж, не удается запустить мотор. Неисправность может быть в системе и питания, и зажигания, и электропроводки. Ни один учебник и инструктор не может предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти решение этой задачи. И хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к творческим задачам.
Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности - от нахождения неисправности в моторе, решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия, - но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Здесь и требуются особые качества ума, такие, как умение сопоставлять и анализировать, умение комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. Все это и составляет творческие способности.
Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самый высокий уровень развития в творческой деятельности! Но в жизни мы видим совсем иное: сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо. Что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те ребята, которые уже до школы обладали высоким уровнем развития.
В результате многочисленных исследований в разных странах открылась удивительная картина - от рождения до 3 лет ребенок проходит половину своего интеллектуального развития, т. е. в самые первые годы жизни закладываются основные качества его психики, начинают формироваться все его способности. Значит, первые годы жизни - самые ценные для его будущего. Именно эти первые годы в огромной степени зависят от мамы и папы, от того, что они предпримут для развития ребенка, даже от того, как разговаривают с малышом, чему учат, как поощряют и в чем ограничивают.
Развивающие игры имеют целью - развитие ребенка. Для этих игр характерны следующие особенности. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора и т. д. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, инструкции и т. п., таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно задание с решением и самому проверять точность выполнения задания.
В развивающих играх, в этом и заключается их главная особенность, удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно и по способностям. Этот союз позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей: во-первых, развивающие игры могут дать пищу для развития творческих способностей с самого раннего возраста; во-вторых, их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; в-третьих, поднимаясь каждый раз самостоятельно до своего "потолка", ребенок развивается наиболее успешно; в-четвертых, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и любые игры, не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества; в-пятых, играя в эти игры со своими детьми, родители незаметно для себя приобретают очень важное умение - держать себя в руках, не мешать ребенку самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Как играть с детьми в развивающие игры? Все знают, что встречаются среди детей "заводилы" - организаторы игр, походов и всяких проказ. Другие ребята идут у них на поводу, "слушаются" их, иногда подражают им. Встречаются такие люди и среди взрослых. Дети прямо "липнут" к ним. В семье, где есть такой папа или такая мама, как правило, легко решаются всякие проблемы и трудностей почти не бывает.
Главная особенность таких счастливых людей - в их умении увлекать детей тем, что делают они сами. Чем бы они ни занялись - ребята тут как тут и с увлечением заняты тем же. Нет цены таким людям, если они увлекаются полезным для ребят делом. Но как быть тем, кто не обладает таким педагогическим даром? Прежде всего - не отчаиваться. Опыт может приобрести каждый, если приложить к этому достаточно усилий.
Чтобы учеба в процессе игры шла успешнее, организуйте возможность самостоятельной игры для каждого ребенка, а еще лучше, если будет своя игра и у родителей. Тогда можно играть вместе (только вначале не спешите показывать, что вы быстрее малыша можете справиться с заданием) и даже устраивать соревнования со старшими. Когда игра будет идти на равных или малыши станут обгонять взрослых, интересно станет всем.
Любые игры только тогда дают результаты, когда малыши играют с удовольствием. Так же и творчество - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Вот этот интерес к развивающим играм, к интеллектуальному напряжению, какого они обязательно требуют, и надо развить у детей. Именно развить, так как сам он ниоткуда не появляется, и если иногда говорят: "Он сам интересуется", то только потому, что не знают, откуда интерес появился, кто принес его "семя" и удобрил почву для роста. Кроме того, здесь действует одна закономерность: чем больше развито какое-то качество - тем сильнее жаждет оно проявления.
Первое условие успеха - улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание - похвала не по заслугам - может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно еще лучше. Например, "ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась, если все линии будут прямыми, то будет еще лучше, попробуй-ка!"
Все это поддерживает интерес ребенка к игре, к движению вперед, к совершенствованию, но этот интерес легко притупить не только небольшим нажимом, принуждением, но даже просто "перебарщиванием", доведением игры до того, что она стала надоедать. Поэтому никогда не следует доводить занятие играми до пресыщения, до того, что малышу не хочется играть. Как перекармливаемый ребенок теряет аппетит и приятная еда превращается для него в мучение, так и всякое давление, всякое насилие вызывает у малыша сопротивление и немедленное нежелание играть в те игры, которыми заставляют заниматься.
Заканчивать игру нужно, как только промелькнет первый признак потери интереса к ней, но пообещайте, что завтра или в другой раз вы поиграете побольше, чтобы впереди была приятная перспектива - завтрашняя радость.
Поэтому, как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной.
Во время игры не допускайте обидных замечаний по отношению к ребенку, например, "Ну и бестолковый же ты! Хуже всех!", "Ты все по сторонам смотришь! Скорее соображай!", "Прямо глупый какой-то" и т.п. Умнее и толковее от этих обидных слов никто еще не становился, зато они вызывают у малышей раздражение, озлобленность, неверие в свои силы, нежелание думать - все свойства, которые творчеству, да и не только творчеству, просто противопоказаны.
Основное правило развивающих интеллектуальных игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения задания нельзя злоупотреблять даже замечаниями типа: "Ай-яй-яй!", или "Гм...", или досадливого "Да, проморгал...", или "Верно...", "Молодец", "Так, так..." и т.п. Воздерживаться от подобных замечаний надо именно в ходе игры, когда ребенок еще не окончил очередного задания. Почему они нежелательны? Вначале, когда малыш только знакомится с играми, подобные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные - окрыляют, критические - побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них постепенно отказаться, потому что ребенок начинает больше судить о своих действиях не по результатам самой работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у ребенка не будет развиваться самоконтроль. После очередного шага в решении задачи он станет смотреть на вас: улыбнетесь вы или нахмуритесь, кивнете одобрительно или отрицательно. И если это станет главным критерием в его оценке собственных действий, то самоконтроль, самоанализ заменяется стремлением просто угадать, как относятся к этому окружающие. Даже при оценке самых сложных работ не надо торопиться с замечанием: "Смотри - ошибка! И еще одна ошибка! А здесь не так!"
Очень часто, желая что-то внушить ребенку, упорно и навязчиво повторяют ему одно и то же. Нет лучшего способа добиться прямо противоположного результата. И наоборот: запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в общении с ребятами. И в играх - тоже.
Это важный вопрос, но здесь никак не может быть однозначного ответа. Пожалуй, папе или маме сначала лучше всего посмотреть все игры подряд, попробовать поиграть самому, чтобы иметь представление о каждой из них и сопоставить с возможностями и уровнем развития своего ребенка. Нельзя брать для начала слишком трудные задания, они могут отпугнуть малыша, и тогда сразу может все усложниться. Лучше начать с заведомо более легких, которые ему явно под силу. И в первый раз даже закончить, не доходя до трудных и непосильных заданий. Тут, конечно, надо учитывать характер и темперамент ребенка.
Если речь идет о малыше 1 - 3 лет, пожалуй, лучше начать с игры "Сложи узор". Тут можно дать и такие простые (для нас, взрослых) задания, например: "Найди, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?"
Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку коробки с кубиками, задайте вопрос: "А ты сможешь открыть крышку у новой коробки?" И если это ему удалось, то следом другой вопрос: "Как же достать кубик из коробки?", ведь все 16 кубиков лежат плотно и пальчик между ними не просунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньше старшие, он немедленно скопирует их способ, а если не видел? Тогда для него это настоящая проблема.
А какая трудная задача, например, отыскать красную грань у кубика, если все пять остальных граней окрашены иначе! Сколько раз придется перевернуть этот кубик в руках? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние два-три? Как это трудно - если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, сами складываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это "истина всем известная", а для малышей на определенном уровне развития это опять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не один и не два дня!
После того как освоены первые задания игры "Сложи узор", через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру - "Рамки и вкладыши Монтессори", а затем постепенно вводить "Уникуб", "Кубики для всех", "Сложи квадрат", "Обезьянка", "Точечки", "Внимание", "Кирпичики", "КБСАМ" - именно в этой последовательности даны игры в книге Никитина и приведены на этом сайте. Этот порядок лишь ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка.
Сколько же новых игр давать сразу? И как их вводить? Ведь игр много, надо их как-то сочетать одну с другой. Здесь опять нельзя дать жестких рекомендаций. К этим вопросам надо подходить творчески, имея в виду главную цель - успешное развитие малыша, рост его способностей - и помня, что игра должна приносить радость. Конечно, неразумно давать ребенку сразу много новых игр. Избыток немедленно ведет к их обесцениванию. Лучше вводить их постепенно и в "нужный момент".
Как уже говорилось, начинать интеллектуальную игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие "с разгона", т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад и опять все сначала.
Метод "ледокола" нужно использовать в развивающих играх, так как он вселяет в ребенка веру в собственные силы и учит самостоятельности. Ну а если и метод "ледокола" не помогает, если в лед вмерз целый "айсберг"? Как быть? Нужно "обойти" этот айсберг. Просто пропустить неподатливое задание и взять какое-нибудь из следующих, стоящих после, но не всегда обязательно более трудных.
И есть, наконец, еще выход из трудного положения - оставить эту игру до нового увлечения.
Играя в другие игры, ребенок растет, набирается сил и, возвратившись через месяц-другой, может с первого захода одолеть когда-то непосильное для него задание.
Все эти методы разбивания льдов ребенок может не осознавать, но интуитивно чувствовать, как лучше поступить, какой путь выбрать. А на долю взрослого в таких трудных случаях падает обязанность: во-первых, похвалить ребенка за уже достигнутое, а во-вторых, поддержать бодрость духа на будущее и пояснить, что сразу ни у кого не получается и даже папа в его возрасте еще не мог решать такие трудные задачки.
С обычными игрушками этот вопрос решить проще. Ребенок потерял игрушку, сломал ее или просто забыл о ней и не берет больше в руки. Она стала ему неинтересна и, значит, исчерпала себя.
В развивающих играх есть и объективный критерий, по которому можно судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии. Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще по крайней мере две существенные ступени развития.
Первая - сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий. В большинстве случаев мало знать "ответ", т.е., уметь решить задачу, надо суметь решить ее быстро. Например, задание N 47 из игры "Уникуб" хорошо развитый семилетний ребенок впервые может сложить за 30 - 40 минут. Если же он хотя бы два-три раза в год возвращается к нему или, увлекшись, может складывать его целую неделю подряд, улучшая методику своей работы и сокращая время на складывание, через месяц-два он сможет справиться с ним уже за 12 - 15 минут, а к десяти-одиннадцати годам - за 5 - 6 минут. Но и это время, оказывается, можно уменьшить еще почти вдвое и довести до 3 - 4 минут, т. е. добиться сокращения времени в десять раз. Не все задания позволяют добиться таких сдвигов, но, сравнив свои лучшие достижения с результатами малышей, уже можно получить представление, каких же результатов можно ожидать от ребенка Интересно с этой целью вести график. Ребенок будет следить, как растут его результаты, и стремиться достичь как можно более высоких.
Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие интеллектуальной игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать, сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания. Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов - ребенок сам начал творить.