Историческое развитие способов трансляции научных знаний

Исторически существует несколько способов трансляции научных знаний:

Вербальная (речевая) коммуникация - речевое общение или передача сообщения при помощи языка. Вербальный язык в науке должен быть нейтрален, отшлифован, лишен индивидуальности, обеспечивать точное отражение бытия.

Письменность - это форма фиксации выраженного в языке содержания. Обеспечивает связь прошлого с настоящим и будущим. Выделяют два типа письменности - фонологизм и иероглифика - способствовали формированию разного типа культур и различных форм этноцентризма. В истории философии Платон, например, весьма низко оценивал функции письменности, трактуя её как служебный компонент языка, как вспомогательную технику запоминания. Пренебрежительное отношение к письменности было концептуально сформулировано у Аристотеля: согласно Деррида, "для Аристотеля слова сказанные являются символами мысленного опыта, тогда как письменные знаки есть лишь символы слов произнесенных". Неоднозначно оценивалась роль письменности в творчестве Ж.-Ж. Руссо: письмо, поставленное вслед за речью, по его мысли, суть маркер степени деградации культуры относительно природы. При этом Руссо полагал, что письменность ответственна за многие проблемы общества, культуры и языка. По мысли Руссо, письменность способна в известных ситуациях "восполнять" язык. Тесная взаимосвязь письменности и чтения обращала на себя внимание многих мыслителей. Согласно Г. Гегелю, в рамках этих процедур сознание совершает восхождение к представлению об описываемых явлениях.

Чтение - обратная сторона письменности - совокупность практик, методик и процедур работы с текстом. Возникает вместе с появлением письменности, письма как формы фиксации выражаемых в языке содержаний, знаковой системы коммуникации людей, отделенной от ситуации "здесь-и-сейчас" взаимодействия. Изначально конституируется как стратегии перевода письма в устную речь, с одной стороны, как его буквальное озвучивание, а с другой - как истолкование закрепленного в нем инвариантного содержания в конкретных прагматических ситуациях востребованности этих содержаний.

Революционную роль в средствах коммуникации имело место становление массового образования, а также развитие технических возможности тиражирования книг (печатный станок И. Гуттенберга в ХV в., первопечатник Иван Федоров XVI в.).

Современные информационные технологии. В современный период информационные технологии оказывают существенное влияние на все виды деятельности, в том числе и на трансляцию научного знания. Они преобразовывают знания в информационный ресурс общества. Теперь эти технологии обеспечивают хранение, обработку и трансляцию информации. Преимуществами информационных технологий являются: огромный объем информации и большую скорость ее трансляции и обработки. Вместе с тем обилие информации усложняет формирование единой научной картины мира. Компьютерным технологиям свойственна анонимность и безразличность, игровая компьютерная промышленность прививает прагматизм, разрушает общезначимые моральные ценности. Моделирование процессов и явлений происходит вне опоры на эмпирическую базу.