Игра Кирпичики

игра кирпичики

Игру "кирпичики" можно назвать разминкой для ума ребенка. Игра "кирпичики" не только знакомит детей с основами черчения, но, что немаловажно, развивает у ребенка пространственное мышление. Материалом для игры служат восемь деревянных (или пластмассовых) брусочков - кирпичиков. На этой странице приведены тридцать чертежей заданий для игры "кирпичики". На основе этих чертежей ребенок должен построить соответствующие модели. Как и в других развивающих играх этого раздела, задания расположены в порядке возрастания сложности. Первые задания можно предложить даже трехлетним детям. В игре "кирпичики" выполняются три вида заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. Это уже сложная творческая деятельность. Дошкольники будут с гордостью строить "по настоящим чертежам" свои сооружения из кирпичиков, не подозревая, что они занимаются умственной гимнастикой, как инженеры, изучают язык техники - черчение, как школьники, и развивают свои способности.

Как сделать игру кирпичики

Комплект игры "кирпичики" состоит из восьми одинаковых брусков, соотношение сторон которых составляет 1:2:4 (такое соотношение сторон имеет обычный строительный кирпич). Их можно самостоятельно сделать из древесины или найти готовые, например, из пластика. Иногда подходящие для игры кирпичики можно позаимствовать из деревянных детских конструкторов. Основное требование к деталям, грани кирпичиков должны быть строго перпендикулярны, чтобы кирпичик устойчиво стоял и на ребре, и на торце.

Затем приготовьте чертежи-задания. Для малышей их лучше распечатать их на отдельных листах плотной бумаги. Все задания разделите на две категории. В первую отберите чертежи-задания для малышей - это задания от первого до двадцатого. Во вторую категорию можно отнести задания для детей более старшего возраста - эти задания начинаются с номера двадцать один.

Чертежи-задания можно использовать в игре "кирпичики" как на отдельных листах, так и склеив из них "гармошку", что в некоторых отношениях более удобно. Чертежи, закрепленные на "гармошке", нельзя перепутать или потерять, а также можно поставить их перед детьми вертикально без специальных устройств и др. Для каждой категории заданий лучше сделать пакет из плотной бумаги с обозначением игры и серии.

Учим детей читать чертежи

Как обычно, в качестве предыстории к игре, игру "кирпичики" можно начать со сказки. Исходя из названия и сути игры, сказка может иметь строительную тематику. Например, "Придумал архитектор очень хороший дом - большой, удобный, красивый. И захотели такой дом построить в разных городах. И все зовут архитектора к себе: "Приезжайте к нам! У нас много кирпичей и цемента, и подъемные краны у нас есть. Только скажите, сколько надо кирпичей взять для дома и как их положить!" Что делать архитектору? Поедешь в один город, обидятся в другом городе: почему к нам не приехал? Как быть? Думал-думал архитектор и придумал."

"Кто знает, что он придумал?" - спросите малышей совсем другим, не сказочным тоном. Очень может быть, что они слышали о чертежах и назовут это слово. Тогда надо только порадоваться, что они знают, и продолжить сказку. А если не знают, тогда пусть они подумают минутку: как же архитектор вышел из положения? И только убедившись, что "чертеж" для них слово новое, произнесите его.

Надо сделать чертеж дома, и даже не один, а много, и послать их во все города. И тогда все строители посмотрят на чертежи, увидят, сколько нужно кирпичей брать, как надо их укладывать, и построят сразу во всех городах такие большие, удобные и красивые дома.

Предложите детям: "Давайте, ребята, и мы поиграем в строителей, возьмем чертежи, кирпичи и начнем строительство!"

"Кто из вас умеет читать чертежи?" - И если все молчат, покажите первый чертеж (на рисунке ниже он обозначен цифрой 1), только первый раз укрепите его вертикально. - "Что тут нарисовано?" - Кирпичики, домики, прямоугольники... - могут сказать малыши, особенно если они уже играли в игру "рамки и вкладыши Монтессори". "Почти узнали, молодцы! Только тут один кирпичик нарисован" - и выдержите паузу, чтобы у малышей возникла мысль: "Как же один, если три прямоугольника?"

детская игра кирпичики

"А почему тут три рисунка, а не один?" И если ответить никто не может, предложите: "Возьмите по одному кирпичику и подумайте, как поставить его по чертежу". Если кто-то догадается или случайно поставит кирпич правильно, то воспользуйтесь этим.

"Архитектор так и поставил кирпич. Это у него был "дом". А потом присел" - присядьте сами так, чтобы глаз оказался на уровне кирпича, против его центра, а глядя на вас, пусть присядут и малыши! - "и увидел одну широкую длинную грань. Он так и нарисовал ее, назвал этот рисунок - вид спереди". Попросите малышей показать его на чертеже.

"А потом архитектор посмотрел на "дом" сверху и увидел узкую длинную грань." Пусть все дети поднимутся и посмотрят на кирпич строго сверху. Он нарисовал ее ниже первого рисунка и назвал - вид сверху.

"Кто теперь догадается, откуда он смотрел, когда рисовал третий рисунок" - этот маленький прямоугольник?

Обычно уже кто-нибудь из малышей схватывает идею "архитектора" и показывает, что он смотрел сбоку (слева). Назовите этот рисунок видом сбоку и убедитесь, что все смотрят действительно сбоку, с левой стороны.

Если вы играете с малышами на низеньком столике и им легко посмотреть на кирпич со всех трех сторон, то им нетрудно будет догадаться, что чертеж - три рисунка одного предмета, когда смотрят на него с разных сторон (взаимно перпендикулярных). Они быстро начинают точно приседать на уровень модели, помещать глаз в центр и даже зажмуривают или прикрывают ладошкой второй, чтобы картина "вида спереди" была идеальной.

Теперь можно показать детям второй чертеж (на предыдущем рисунке он обозначен под номером 2) и убедиться, что малыши могут ответить на оба вопроса строителей к архитектору: "Сколько надо взять кирпичей? Как положить кирпичи, чтобы все было построено "точно по чертежу"?" - и, конечно, похвалить тех, кто сам, глядя только на чертеж, сумел сложить "утюг".

После складывания нескольких моделей можно задавать ребенку вопросы, которые покажут, хорошо ли он видит положение кирпича на чертеже и в реальности. Вы показываете какой-нибудь кирпич в модели и спрашиваете: "А где этот кирпич на чертеже?" (Или на "виде спереди", на "виде сбоку".) Если ребенок сразу и без ошибки отвечает на вопрос и показывает кирпич на любом виде в чертеже, можете быть довольны. Главное, что малыш понял связь между реальностью и чертежом. Теперь с ним можно вести игру как с человеком, знающим "основы" черчения.

Если кирпичиков у вас много, сохраняйте каждую построенную модель до конца игры, и тогда можно показать бабушке, дедушке или старшему брату, сколько новых моделей сделал в один день малыш, Конечно, нужно поиграть с детьми с моделями: меблировать кукольную комнату столом, скамейкой, диваном, кроваткой, на поезде поехать куда-нибудь и т.п.

Как научить детей делать чертежи

Ребенок сложил из кирпичиков очень интересную модель. Всем она понравилась, но надо убирать после игры кирпичики на место, и ее придется разобрать. Хорошо, если ребенок запомнил, как ее складывать, и сможет повторить, а если нет? Как быть? Ведь жаль, если никогда больше такую модель не удастся сделать. И никто не знает, какая она хорошая, никто ее не сделает, даже если захочет. Так возникает необходимость сделать чертеж.

Здесь опять вспомните сказку про архитектора. Может быть, малыш тоже подумает-подумает и придумает, что надо сделать чертеж своей модели. Тогда вам остается чуть-чуть помочь ему этому научиться. Как это сделать?

Чертежи лучше делать на тетради в клетку. Если ребенок совета не принимает, не спорьте с ним - просто предложите ему делать чертеж по-своему - на нелинованной бумаге, а вы сделайте такой же, но на бумаге в клетку. Какой получается лучше? Где ничего не перекошено и где все кирпичи одинаковой длины? Такое "доказательство делом" неизмеримо сильнее многих словесных убеждений.

Когда бумага в клетку принята всеми как наиболее удобная, то надо договориться о масштабе, в каком будем рисовать кирпичи, т.е. какой величины мы их будем чертить.

Поставьте перед малышом кирпич на ребро, торцом к себе, как на рисунке ниже, где кирпич показан в трех основных положениях: плашмя, на ребре и на торце - и приведены все шесть возможных положений, в каких он может находиться.

интеллектуальная игра для детей кирпичики

"А теперь сделаем чертеж, чтобы точно показать, как стоит кирпич. Сначала нарисуем вид спереди. Как надо смотреть на кирпич? Если толщина кирпича у нас будет в одну клетку, то ширина будет...?" И пусть ребенок сам догадается, что она в два раза больше толщины, и сделает её размером в две клетки.

А теперь спросите, как надо смотреть на кирпич, чтобы сделать вид сверху, вид сбоку? Сравните теперь этот чертеж с чертежом под буквой "Б" на рисунке выше.

Выяснив, что ребра кирпича мы будем рисовать в одну, две и четыре клетки, можно приступить к изготовлению чертежей простейших моделей в два-три кирпича. Такой масштаб очень удобен, но он, конечно, не единственный, и можно принять масштаб любой, в зависимости от необходимости и возможностей самого "чертежника". На вышеприведенном рисунке показана еще одна простая задача: сначала приведены шесть чертежей кирпича в разных положениях, обозначенных буквами, а ниже шесть рисунков, обозначенных цифрами. Найдите сначала сами, а потом с детьми, какой чертеж обозначенный буквой соответствует изображению кирпича, обозначенного цифрой. Задачу можно "переворачивать": под каким номером нарисован кирпич, чертеж которого А, Б, В, Г и т.д.? Вместо рисунков можно поставить реальные кирпичики, а на схеме находить чертежи, соответствующие их положению.

Первые модели, на которых ребенок будет учиться делать чертежи, лучше строить взрослому, а с ребенком только решать вопрос: "Какой вид лучше взять за "вид спереди"?" И, повернув модель к себе этой стороной, начинать делать чертеж. Задерживаться на этом виде работы не следует. Если ребенок понял суть дела и хорошо делает чертежи, не надо предлагать новые модели, а переходить к конструированию.

Как научить ребенка конструировать

Из восьми кирпичиков можно построить очень большое число разных моделей, но ребенку интересны только те, которые напоминают что-то знакомое - машины, дома, пароходы, мосты. Вот такие интересные модели и надо придумывать. И конечно, делать чертеж этих моделей, чтобы сохранить их и сделать целый альбом "собственных конструкций".

задания к игре для детей кирпичики задания для детей к игре кирпичики задания к игре кирпичики игра кирпичики задания для детей

Альбом может помочь отобрать ряд чертежей-заданий для соревнования и быть летописью роста конструктивных способностей ребенка, если ставить дату на чертежах.

Когда ребенок станет школьником, можно с успехом продолжить эту игру. Школьники будут вносить в альбом чертежи, особо трудные для построения моделей. Такие задания могут стать "гимнастикой ума" не только детей, но и взрослых. К таким уже и относятся чертежи-задания после номера двадцать два.

Со временем количество кирпичиков в игре можно увеличить, модели еще более усложнятся, а задания приобретут характер производственных чертежей, с условными обозначениями которых можно ребятишек познакомить.