Игра Внимание

Если ваш ребенок рассматривает игрушку или картинку в книге, или смотрит в окно на поезд или автомобиль, что он увидит в них? Что запомнится ребенку и сохранится в его памяти? Родители редко задумываются над подобными вопросами. Если ребенок смотрит на то же самое, что и мы, то и видит то же самое. Так думаем мы, но это не всегда так. К сожалению, обнаруживается это неумение видеть ближе к школьному возрасту. Но проверить, что малыш заметил и запомнил, а что пропустил или на что не обратил внимание, можно значительно раньше, не дожидаясь когда ребенок пойдет учиться в школу. Развить умение ребенка видеть и обращать внимание на детали в более раннем возрасте значительно легче.

Игра "Внимание" направлена именно на развитие у детей способностей видеть и запоминать увиденное. В этой игре детям на несколько секунд показывают какую-нибудь фигуру, четкий контур или условный знак. А потом его прячут. Ребенок должен нарисовать увиденное и по возможности точнее. Надо "ухватить" и форму фигуры, и соотношение её частей, и разницу в толщине линий, и число разных элементов, и длину линий, а иногда и угол между ними. Чтобы безошибочно нарисовать увиденное, надо сначала его нарисовать мысленно, как бы обвести пальцем по всему контуру, "сфотографировать", сохранить в памяти, а потом уже перенести на бумагу.

Фигуры, являющиеся заданиями для развивающей игры "внимание" показаны на рисунках ниже. Фигуры разделены на серии по шесть фигур в каждой. Сложность фигур возрастает по мере возрастания номеров внутри серии и от первых серий к последующим. На первом рисунке приведена первая часть фигур - заданий для игры "Внимание". Эти задания служат развитию главным образом внимания и зрительной памяти ребенка.

игра внимание

На втором рисунке показана вторая часть заданий для игры "Внимание". Более сложный ее вариант "Внимание - Угадайка". В этих заданиях серии меньше, они содержат всего по четыре фигуры. Однако в них заложена определенная закономерность изменения фигур. Эту закономерность должен уловить ребенок. С этой целью ему показывают по очереди только три первых фигуры из задания, а четвертую он должен нарисовать сам, не видя рисунка. Сама четвертая фигура служит в основном для проверки правильности выполнения задания.

игра внимание угадайка

Серии фигур из игры "внимание - угадайка" можно предлагать ребенку только тогда, когда после выполнения нескольких серий первой части игры "внимание" будет уверенность, что он сумеет точно нарисовать первые три фигуры, расположить их в ряд и последовательно и, сравнивая их друг с другом, догадаться о форме четвертой фигуры.

Выполнение заданий "внимание - угадайка" развивает, кроме внимательности еще и сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи и логику изменения фигур.

Играть в игру "Внимание" можно начинать даже с двух-трехлетними малышами, а с трех-четырехлетними детьми уже пробовать и игру "внимание угадайка", но эта игра очень полезна и более старшим детям, даже подросткам.

Что необходимо для игры "внимание" и "внимание угадайка"

На плотной бумаге нарисуйте фигуры в точном соответствии с рисунками, разрежьте таким образом, чтобы собрать вместе фигуры-задания по сериям, т. е. по шесть фигур в каждой серии (можно не разделять их, а нарезать фигурки полосками, как они расположены на верхнем рисунке, и сложить гармошкой для удобства использования). То же самое сделайте и со второй частью фигур-заданий для игры "внимание угадайка", но их отложите в отдельную коробку или пакет, так как они пригодятся несколько позже.

Дети рассаживаются в комнате с таким расчетом, чтобы у каждого был столик, парта или скамейка, где можно положить тетрадь или листок из тетради и рисовать на нем простым карандашом, и чтобы каждый мог видеть рисунок, который будет показывать ведущий игры.

Для рисования лучше брать простые мягкие карандаши, но затачивать их не очень остро, чтобы они не так ломались, и обязательно иметь пару запасных. Детям бывает очень обидно, если в самом разгаре игры карандаш вдруг выходит из строя, а другого нет. Можно запастись и ластиком, для исправления ошибок в рисунке, но это уже не обязательно.

Как играть в игру "внимание" и игру "внимание угадайка"

Способ игры во "Внимание" зависит от возраста детей, от числа играющих, от того, знакомы ли дети с игрой или встречаются с нею впервые, умеют ли они считать или нет, попадали ли они в условия, когда надо быть внимательными, или нет. С одними уже можно договориться, что все фигуры будем рисовать размером в две-три клетки (рисовать сначала лучше на бумаге в клеточку, т.е. в школьных тетрадках по математике). Можно располагать рисунки в строчку (по горизонтали) или сверху вниз (по вертикали). Если работы будут оцениваться "баллами", то, значит, надо, чтобы каждый перед началом игры написал на листке или на тетради свое имя, а если может, то и дату. В принципе это и не обязательно, но, если есть возможность, напишите имя ребенка на доске или крупно на листе бумаги. В возрасте трех-четырех лет малыши, игравшие в игру "внимание", уже легко срисовывают такую надпись, даже если не все цифры и буквы умеют писать.

С начинающими детьми, не знакомыми с игрой, лучше всего играть так. Спросите у детей: "Кто умеет играть во "Внимание", и если таких нет, то сразу предложите: "Сейчас, наверное, все научатся".

"Кто заметил, что я принес в пакете?" - спросите у детей, показывая пакет.

"Картинки" - может высказать предположение ребенок.

"Как вы это узнали? Я ведь их никому еще не показывал", - удивитесь вы.

"Но вот какие картинки? Это вы не знаете!" - подзадорьте малышей, делая вид, что прикрываете пакет. "Только самые внимательные дети узнают, что у меня там и даже нарисуют эти картинки в свою тетрадку", - предупредите вы, продолжая создавать атмосферу исключительной важности момента.

"Когда я скажу слово "внимание", я покажу одну картинку, но через три секунды спрячу. Кто очень внимательный, тот успеет рассмотреть, что там нарисовано, а кто нет, тот не успеет. Проверим, кто у нас внимательный?" - спросите малышей.

Обычно полуминутного вступления вполне достаточно, чтобы заинтриговать малышей "проблемой": "Что это за картинки, почему их не показывают?" - и настроить на игру. Само начало игры можно обозначить вопросом: "Ну что ж, начнем проверку?" - и показать первую фигуру-задание.

"Кружок!" - радостным возгласом встретят малыши знакомую им фигуру на картинке и, как только вы спрячете ее, примутся рисовать кружок в тетради. Смотрите, у кого получается хорошо, и обязательно отметьте. Подготовьте в это время следующую фигуру из задания и, как только заметите, что последний кружок нарисован, вместе со словом "внимание" покажите его на несколько секунд.

Конечно, можно и не ждать, когда рисование закончит последний из малышей, и показать вторую фигуру-задание на несколько секунд раньше. Но так можно сделать только в том случае, если вы знаете характер ребенка и уверены, что такой ваш шаг "подстегнет" его рисовать быстрее, а не даст прямо противоположный результат, т.е. не приведет к тому, что ребенок бросит игру.

Обычно шести заданий вполне достаточно для одной игры, но для старших детей можно придумать новые серии из десяти заданий. Особенно это необходимо в тех случаях, когда игра становится соревнованием и результаты подсчитываются.

В ходе игры делайте главным образом одобрительные замечания, чтобы ребятишки воодушевлялись и даже играли азартно.

"Такую трудную фигуру - и все нарисовали!" - удивитесь вы, видя, что все ребята сумели достаточно хорошо воспроизвести фигуру: "Тогда я вам еще труднее фигуру задам! Ее, наверно, уже не все сумеют нарисовать точно."

А так как фигуры-задания каждой серии действительно постепенно усложняются, то эта угроза существует реально.

Показывать фигуру-задание следует один раз, а вот время можно изменять, например: если надо подсчитать число отрезков или кружков, то время показа фигуры можно немного увеличить, по мере возрастания сложности. Надо следить только за тем, чтобы не начиналось обычное срисовывание, когда можно посмотреть на образец за два-три раза, дорисовывая его по частям.

Как оценить рисунок ребенка

Если в игре участвуют несколько детей, то, конечно, интересно выявить победителя. Но, даже если вы играете с одним ребенком, ему хочется узнать, насколько точно он выполнил задание.

Можно сделать это так. Ведущий собирает все тетрадки или листики с рисунками в стопку и садится за стол. Вокруг становятся все участники игры и превращаются в судей (есть такой "метод экспертов", как при оценке фигурного катания на коньках). Рядом с первой тетрадкой ведущий кладет первую фигуру-задание, и все могут сравнить образец и его копию - детский рисунок.

Оценку можно давать по десятибалльной системе или по большинству голосов. За безукоризненный рисунок ставим десять баллов, а за недостатки и ошибки снижаем до девяти, восьми, семи и т.д. баллов. Если все считают, что за этот рисунок надо поставить "восьмерку", то ведущий выводит красным карандашом крупную цифру "8" под рисунком. Если же есть расхождения в оценке, то тогда голосуем, и принимается та, которая получила большинство голосов.

При оценке рисунков детей надо учитывать:

пропуск линий или излишнее их число (не все линии рисунка изобразил или нарисовал лишние) и в зависимости от общего количества линий снижаем оценку;

четкость линий (за слабые, прерывистые или проведенные штриховкой линии тоже снижаем балл); прямизну и кривизну линий (за кривые линии и неаккуратные тоже снижаем балл);

правильность окружностей (если круг похож на "картошку" - снижение балла);

длину линий, соотношение частей, сделал ли жирную линию или не заметил, что она толще других, расположил ли рисунки в линию или разбросал по странице как попало, сохранил ли углы или исказил их и т.д. и т.п.

Практику такой оценки дети быстро усваивают и судят очень объективно, а главное при этом - учатся сами находить ошибки и оценивать их. Эта половина игры очень ценна за ее удивительно эффективное влияние на детей. Столько дефектов подмечают в рисунках малыши, и таких интересных, что взрослым приходится учиться у них. Качество рисунков у ребят растет удивительно быстро, а когда дошкольники получают больше баллов, чем школьники за одинаковые задания, то это поучительно для всех.

Оценив все рисунки одного малыша, "судьи" переходят к рисункам второго, третьего и т.д. Сумма баллов (подсчитать ее могут иногда сами дети) за все рисунки и является окончательным результатом, который и сравнивают с другими. Победителем считается набравший наибольшую сумму.

Когда дети будут уже точно срисовывать фигурки-задания, не упускать детали, сосчитывать одинаковые части и т.п., можно перейти к игре "внимание - угадайка".

Подготовка к этой игре-соревнованию проводится так же, как и в предыдущей игре "внимание", но тут появляются важные дополнения к заданиям. Мало того, что надо нарисовать фигурки, надо еще проследить, как они изменяются при переходе от одной к другой. Значит, тут надо обязательно расположить их в один ряд и рисовать последовательно друг за другом. Если этого не сделать, то закономерности будет очень трудно обнаружить. Поэтому при подготовке к игре установите, что все будут рисовать:

а) все фигуры одного роста (одной величины), например в две, три или четыре клетки (если тетрадь в клетку), а если фигура из кружков, то каждый кружок в одну клетку или в полклетки и т.п.;

б) все фигуры в ряд - на одной горизонтальной линии или в колонку - по вертикали. Или изменяйте этот порядок от игры к игре, чтобы дети умели пользоваться и тем и другим способом;

в) рисовать их последовательно, т.е. ставить рядышком - около первой фигуры - вторую, около второй - третью и около третьей - четвертую.

В первый раз дайте только одну серию, но внимательно наблюдайте, как дети схватят главную идею - поймут ли, что вы показали им три фигуры для того, чтобы они догадались сами, какой должна быть четвертая. Сначала показывайте фигуры по одной, как обычно в игре "Внимание", а дальше скажите: "А четвертую нарисуйте сами! Кто догадался, какая она?" Покажите ее только при проверке, причем для этого положите сразу все четыре фигуры в ряд (или "в колонку"), чтобы закономерность их изменения была видна всем детям. Тут надо спросить у них, какую закономерность они обнаружили, а затем уже приступать к проверке. Это задание чем-то похоже на фокусы для детей, когда не зная четвертой фигуры дети угадывают то, что нарисовано на бумажной карточке у взрослого.

Более развитым можно давать и две или три серии задания к игре "внимание угадайка" "в один присест" - если будет желание у играющих.

При оценке выполнения заданий за четвертую фигуру надо давать в два или три раза больше очков, чем за первые три, так как первые три фигуры дети видели и копировали по памяти, а четвертую рисовали, не глядя на нее - додумывались, анализировали, это уже акт творчества, и он должен цениться выше. Если в серии "спрятана" одна закономерность, то можно добавить десять баллов, а если две, то - двадцать. В седьмой серии задания к игре "внимание - угадайка" (условное название "Пузырьки"), например, надо уловить две закономерности: первая - что маленький пузырек "выходит" из большого и удаляется от центра каждый раз на половину своего диаметра, а вторая, что он еще и "вращается" против часовой стрелки каждый раз на четверть оборота. Поэтому тридцать баллов за четвертую фигуру можно распределить так: первые десять баллов за качество рисунка, плюс десять баллов, если ребенок догадался, что пузырек "выходит", и еще десять баллов, если узнал, что он еще и вращается.

Своеобразие мышления малышей приводит их иногда к оригинальным решениям, к которым надо относиться в высшей степени внимательно и оценивать всегда положительно, даже если логика ребенка покажется странной. В том же седьмом задании ("Пузырьки") одна шестилетняя девочка, вместо того чтобы удалить маленький пузырек из большого, спрятала его в четвертом рисунке опять внутрь. На вопрос ребенку: "Почему", девочка ответила "Маленький пузырек решил выйти на улицу погулять, а там холодно. Он постоял на крылечке, замерз и вернулся погреться". Этому ребенку "судьи", рассмеявшись, единогласно дали ей за такую логику решения десять баллов. Не надо поэтому смущаться того, что ответы могут не совпадать с имеющимся решением, важно, что мысль ребенка работала самостоятельно и он не угадывал, а искал ответ по существу и сумел свое решение обосновать. Надо всегда поощрять оригинальность, нестандартность мышления.

После освоения игры "Внимание" играть в нее можно сравнительно редко, например, раз в месяц и даже реже, так как она вначале дает толчок для развития внимания, а потом служит главным образом проверочным заданием, контролирующим сдвиги в развитии внимания малышей.

Когда будут исчерпаны фигуры-задания, очень полезно составлять новые серии, используя условные знаки и обозначения, применяемые в электротехнике, радиотехнике, топографии (ведь навыки умения читать плана и карт пригодятся всем), строительстве, дорожные знаки и т.п. Дети очень легко запоминают все эти знаки. Не делайте из подобных обозначений тайн, называйте их, как принято, и поясняйте детям, что они значат. При этом вы развиваете внимание и даете знания, усвоить которые позже будет существенно труднее.